?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В ходе недавней дискуссии о смертной казни и последовавшего за ней диалога о христианском видении этой проблемы, я понял, что слабо подготовлен к этой теме – не владею материалом – и взял тайм-аут, чтобы ознакомиться с источниками, тэкскэть.

Результат гугления по первоисточникам однозначен: нигде в Священнописаниях смертная казнь не отвергалась, а кое-где и предписывалась, то есть, с точки зрения богословия, ничего запретного в этой процедуре нет.

Да что там богословы, у Самого Христа был более чем повод высказаться на эту тему – там, на Голгофе – но ничего похожего на «не вы дали жизнь, не вам и отнимать» Он не говорил и, по большому счету, не возражал против самой казни (замечу: у Иисуса могли быть свои причины не возражать против собственной казни, но Он был казнён не один, однако, казнь других приговоренных так же не была осуждена Им – вот именно за то, что это плохо, нельзя и безбожно).

 Попытка узнать мнение нынедействующей Церкви относительно смертной казни, откровенно порадовала: на сей счет у Церкви имеется официальный документ – и КАКОЙ! Называется сей документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (Юбилейный Архиерейский Собор, 2000 год).

Это очень правильный, весьма дипломатичный и политкорректный текст, а к нему ещё пояснения и разъяснения высокопоставленных церковных начальников, из которых можно понять, что:
Церковь и не за смертную казнь и одновременно не против неё, и вообще, при чём тут церковь? Чуть что, сразу церковь – как власть решит, как общество рассудит – так тому и быть, и Церковь поддержит, но, очевидно, добавит своё персональное мнение, что она кагбэ не совсем согласна с решением, каким бы это решение ни было. Короче, для любителей казуистики и крючкотворства – самое чтиво. Рекомендую. Прямо-таки божественная дипломатия!

Однако, выходит, что формально и современная Церковь не возражает (при условии бла-бла и с оговорками бла-бла-бла, конечно) против смертной казни, как таковой.

Что же так мешает православному, по-настоящему верующему человеку, смириться с необходимостью применения высшей меры к некоторым особо-грешникам?
В том, что такая необходимость существует, у меня лично нет никаких сомнений. Да и любой здравомыслящий человек наверное понимает, что нельзя, например, оставлять в живых озверевшего садиста-детоубийцу, который сам поставил себя вне закона, морали и сострадания и лишил себя права дышать одним воздухом с матерями замученных его руками детей… но не все здравомыслящие люди готовы признаться в этом открыто, боясь обвинений в некой «нецивилизованности» (как на днях выразился один пользователь) и желая, видимо, обскакать по цивилизованности те же США, которые, как известно, против справедливого возмездия не выступают, а очень даже практикуют его.

Однако, сейчас речь именно о христианском взгляде на предмет, а неверующие – если они действительно не понимают позорной слабости защищаемой ими позиции – даже не интересны в своём ханжеском упорстве, чтобы захотелось вступать с ними в дискуссию.

Православный человек убеждён, что Божий Суд, как высшая инстанция, лучше разберется с грешником, нежели суд людской, и воздаст по справедливости. Это так, но ведь известно, что "на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии" (Лк. 15. 17), а на Божьем Суде каяться будет уже поздновато, хорошо бы сделать это на земле.

А на земле если и есть способ дать возможность пожалеть о содеянном закоренелого грешника и убийцу – это поставить его к стенке. Думаю, даже этой возможностью воспользуется не каждый, но тогда уж что говорить о душеспасительных беседах – они тем более бесполезны в отношении существа, уже переставшего быть человеком более чем наполовину.

Покается в последний момент – ОК, отойдёт в мир иной уже тем самым, кто дороже 99 праведников. Не покается – туда ему и дорога, для какой такой высокой цели кормить-поить его здесь ещё много лет, пока не сдохнет? Зачем, если он не в состоянии покаяться даже с приставленным к затылку пистолетом?

Судебные ошибки. Да, судебные ошибки – аргумент, которым размахивают все противники справедливого возмездия, и верующие не могли не слышать и не согласиться с этим доводом. Хочется напомнить, что эти ошибки – не стихийное бедствие, а не более чем брак в работе тех, кто должен был досконально разобраться, а затем и вынести вердикт. По существу, судебная ошибка – это преступление или преступная халатность, которые должны именно так и квалифицироваться и караться, однако, тот факт, что кто-то плохо работает, не означает, что следует остановить работу вообще. Нужно повышать качество этой работы, сами приговоры не обязательно сразу же приводить в исполнение (спешить уже, вроде, некуда), но отменять сам институт смертной казни ради того, чтоб при необходимости исправлять чью-то ошибку – бессмысленно и несправедливо перед памятью погибших от рук мучителей совершенно точно невинных людей, детей в том числе.

Но если всё же произойдёт эта чудовищная роковая ошибка, не смотря ни на что – что тогда? Было бы лицемерием сказать тут: «На всё воля Божья» - и я этого не говорю. Но уж кому, как не православным, знать, что смерть – это не конец, а лишь переход. И как бы трагична ни была смерть по ошибочному приговору, с этой смертью не приходит конец и тьма, это испытание уж не просто так было послано человеку и несправедливость для него абсолютно точно закончилась с этой смертью, а справедливость – началась.
В любом случае, религиозный взгляд на такое явление, как смерть, в отличие от взгляда атеистического, не подразумевает ступор отчаяния и паники, а предполагает дальнейшее движение с учетом этого факта и философского осмысления его.

Пусть коммунисты боятся смертной казни – после смерти у товарищей, согласно их учениям, предусмотрены только червяки и прах. Пусть антикоммунисты отменяют казнь – у них есть основания заблаговременно отменить её на всякий случай. А православному человеку всё видится в другом ключе и он, по-моему, должен быть ближе всех к Истине, если она, конечно, вообще существует.

Под конец, статистика вообще всех смертей в России за то ли прошлый, то ли позапрошлый год, не суть. Пропорции интересней. 
Кликабельно (900 pxl)

 

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
sebeswar
Jul. 19th, 2010 05:36 am (UTC)
интересный взгляд на проблему

кстати, в 19 веке в РИ такой дискуссии, вроде не существовало: смертная казнь вполне себе практиковалась и не было никаких противоречий с православием...
непонятно - какую цель преследовали те, кто заставили подписаться по пактом о запрете СК современную РФ?
tommygas
Jul. 19th, 2010 06:33 am (UTC)
Так и быть не могло противоречий: всё ведь по закону. А то, что Елизавета там отменила казни, например, так это Ея Величества Царская Прихоть - тоже, считай, законное основание.
Ну, а РФ... что ж, хотят быть святей Папы, наверное. Или кредитов каких ждали в период подписания - это уж, как водится.
sebeswar
Jul. 19th, 2010 07:03 am (UTC)
да с мотивацией РФ как раз все понятно - вопрос цены, а вот зачем западу за это дело оплачивать?
tommygas
Jul. 19th, 2010 07:09 am (UTC)
В пику Штатам, например. ООН придумали же - могли быть в контрах с правительством США по вопросу... эээ... аренды помещения или ещё чего. Мутны воды, омывающие те берега.
i_3
Jul. 19th, 2010 07:03 am (UTC)
это победа)
а вы, однако, хорошо подготовились. спасибо, теперь и я владею информацией в должной мере. и вот это особенно хорошо: "А на земле если и есть способ дать возможность пожалеть о содеянном закоренелого грешника и убийцу.." и следующие 2 абзаца.
вобщем, хорошо, даже сказать нечего.
tommygas
Jul. 19th, 2010 07:10 am (UTC)
Re: это победа)
Рад.
virttarhar
Jul. 19th, 2010 08:07 am (UTC)
Совершенно точно знаю про свою семью:не дай Бог,если кто-то причинит вред кому то из нас,мужик мой никого не будет ни предупреждать,ни беседовать,просто пригласит обидчика на индивидуальную охоту и тот не сможет отказаться...
А вообще в буддизме,например вполне оправдывается убийство того,от кого исходит реальная угроза для жизни других...
Еще они считают,что никакое количество смертей животных не сравнимо со смертью единственного человека по одной простой причине-человек МОЖЕТ осознать жизнь и стать Буддой,а животное-нет,хотя,когда встает вопрос о строительных работах они могут часами просеивать землю для того,что бы не погибли червяки...
tommygas
Jul. 19th, 2010 09:32 am (UTC)
Убийство того, от кого исходит угроза другим, оправдана не буддизмом, а здравым смыслом. Это настолько элементарно, что спорить с теми, кто утверждает обратное, нецелесообразно.
---
Человек может что-то там осознать... этим он не становится ценнее животного, а скорее, наоборот. Потому что человек причиняет боль и убивает осознанно и чаще всего не тогда, когда это крайне необходимо. Животное же только в случае крайней необходимости.
...а червяки... что ж, тоже... животные такие... какбэ. Так и клизьма - она ведь тоже механизьма. Да. )))
(Deleted comment)
tommygas
Jul. 19th, 2010 09:40 am (UTC)
А теперь "Православная Церковь приветствует любые шаги государственной власти, направленные на отмену смертной казни" - это с одной стороны. А с другой "Впрочем, Церковь видит смысл существования государственной власти в поддержке добра и ограничении зла, для чего может употребляться и сила"
Вот такая загогулина, панимаиш
(Deleted comment)
tommygas
Jul. 19th, 2010 09:59 am (UTC)
Политические игры - удел немногих - тех, кто принимает решения и влияет на ситуацию. А всё остальное копание в песочнице не в счет. Так что, в этом мы одинаково небрежны: я тоже не играю.
А со смертной казнью у меня особые отношения,и я так завожусь на этой теме... но не успокоюсь, пока не сдохнет одна гнида, которая и так уже зажилАсь
(Deleted comment)
tommygas
Jul. 19th, 2010 10:13 am (UTC)
Если б это не было так опасно, не было бы и так интересно, по-видимому. Опять же, каждый получил по заслугам.
Но я лично не то что играть-шутить, я даже смотреть на это не хочу - и это был не последний аргумент за выбрасывание телевизора из своей жизни.
weselo
Aug. 11th, 2010 05:10 pm (UTC)
Православные это сборище нытиков. У которых на всё один ответ: На всё Божья воля - это позиция лентяя. И им всё равно казнят или не казнят. У них есть весомый аргумент ''любить всех'' и прощать обидевшего с этой позиции они обязаны категорически быть против смерти но они лицемеры и пошли они все в баню со своей любовью и со страданием.
tommygas
Aug. 11th, 2010 10:55 pm (UTC)
Однако, я не стал бы отделять именно православных ото всех других верующих - это во-первых, а во-вторых, отождествлять верующих (тем паче, всех) с попАми тоже вряд ли стоит. Священники разных уровней говорят от имени паствы, но на мой взгляд постороннего наблюдателя, они уже потеряли это право
( 13 comments — Leave a comment )

Profile

гонишь?
tommygas
tommygas

Latest Month

December 2012
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow