tommygas (tommygas) wrote,
tommygas
tommygas

Почему смертная казнь так не нравится верующим?

В ходе недавней дискуссии о смертной казни и последовавшего за ней диалога о христианском видении этой проблемы, я понял, что слабо подготовлен к этой теме – не владею материалом – и взял тайм-аут, чтобы ознакомиться с источниками, тэкскэть.

Результат гугления по первоисточникам однозначен: нигде в Священнописаниях смертная казнь не отвергалась, а кое-где и предписывалась, то есть, с точки зрения богословия, ничего запретного в этой процедуре нет.

Да что там богословы, у Самого Христа был более чем повод высказаться на эту тему – там, на Голгофе – но ничего похожего на «не вы дали жизнь, не вам и отнимать» Он не говорил и, по большому счету, не возражал против самой казни (замечу: у Иисуса могли быть свои причины не возражать против собственной казни, но Он был казнён не один, однако, казнь других приговоренных так же не была осуждена Им – вот именно за то, что это плохо, нельзя и безбожно).

 Попытка узнать мнение нынедействующей Церкви относительно смертной казни, откровенно порадовала: на сей счет у Церкви имеется официальный документ – и КАКОЙ! Называется сей документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (Юбилейный Архиерейский Собор, 2000 год).

Это очень правильный, весьма дипломатичный и политкорректный текст, а к нему ещё пояснения и разъяснения высокопоставленных церковных начальников, из которых можно понять, что:
Церковь и не за смертную казнь и одновременно не против неё, и вообще, при чём тут церковь? Чуть что, сразу церковь – как власть решит, как общество рассудит – так тому и быть, и Церковь поддержит, но, очевидно, добавит своё персональное мнение, что она кагбэ не совсем согласна с решением, каким бы это решение ни было. Короче, для любителей казуистики и крючкотворства – самое чтиво. Рекомендую. Прямо-таки божественная дипломатия!

Однако, выходит, что формально и современная Церковь не возражает (при условии бла-бла и с оговорками бла-бла-бла, конечно) против смертной казни, как таковой.

Что же так мешает православному, по-настоящему верующему человеку, смириться с необходимостью применения высшей меры к некоторым особо-грешникам?
В том, что такая необходимость существует, у меня лично нет никаких сомнений. Да и любой здравомыслящий человек наверное понимает, что нельзя, например, оставлять в живых озверевшего садиста-детоубийцу, который сам поставил себя вне закона, морали и сострадания и лишил себя права дышать одним воздухом с матерями замученных его руками детей… но не все здравомыслящие люди готовы признаться в этом открыто, боясь обвинений в некой «нецивилизованности» (как на днях выразился один пользователь) и желая, видимо, обскакать по цивилизованности те же США, которые, как известно, против справедливого возмездия не выступают, а очень даже практикуют его.

Однако, сейчас речь именно о христианском взгляде на предмет, а неверующие – если они действительно не понимают позорной слабости защищаемой ими позиции – даже не интересны в своём ханжеском упорстве, чтобы захотелось вступать с ними в дискуссию.

Православный человек убеждён, что Божий Суд, как высшая инстанция, лучше разберется с грешником, нежели суд людской, и воздаст по справедливости. Это так, но ведь известно, что "на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии" (Лк. 15. 17), а на Божьем Суде каяться будет уже поздновато, хорошо бы сделать это на земле.

А на земле если и есть способ дать возможность пожалеть о содеянном закоренелого грешника и убийцу – это поставить его к стенке. Думаю, даже этой возможностью воспользуется не каждый, но тогда уж что говорить о душеспасительных беседах – они тем более бесполезны в отношении существа, уже переставшего быть человеком более чем наполовину.

Покается в последний момент – ОК, отойдёт в мир иной уже тем самым, кто дороже 99 праведников. Не покается – туда ему и дорога, для какой такой высокой цели кормить-поить его здесь ещё много лет, пока не сдохнет? Зачем, если он не в состоянии покаяться даже с приставленным к затылку пистолетом?

Судебные ошибки. Да, судебные ошибки – аргумент, которым размахивают все противники справедливого возмездия, и верующие не могли не слышать и не согласиться с этим доводом. Хочется напомнить, что эти ошибки – не стихийное бедствие, а не более чем брак в работе тех, кто должен был досконально разобраться, а затем и вынести вердикт. По существу, судебная ошибка – это преступление или преступная халатность, которые должны именно так и квалифицироваться и караться, однако, тот факт, что кто-то плохо работает, не означает, что следует остановить работу вообще. Нужно повышать качество этой работы, сами приговоры не обязательно сразу же приводить в исполнение (спешить уже, вроде, некуда), но отменять сам институт смертной казни ради того, чтоб при необходимости исправлять чью-то ошибку – бессмысленно и несправедливо перед памятью погибших от рук мучителей совершенно точно невинных людей, детей в том числе.

Но если всё же произойдёт эта чудовищная роковая ошибка, не смотря ни на что – что тогда? Было бы лицемерием сказать тут: «На всё воля Божья» - и я этого не говорю. Но уж кому, как не православным, знать, что смерть – это не конец, а лишь переход. И как бы трагична ни была смерть по ошибочному приговору, с этой смертью не приходит конец и тьма, это испытание уж не просто так было послано человеку и несправедливость для него абсолютно точно закончилась с этой смертью, а справедливость – началась.
В любом случае, религиозный взгляд на такое явление, как смерть, в отличие от взгляда атеистического, не подразумевает ступор отчаяния и паники, а предполагает дальнейшее движение с учетом этого факта и философского осмысления его.

Пусть коммунисты боятся смертной казни – после смерти у товарищей, согласно их учениям, предусмотрены только червяки и прах. Пусть антикоммунисты отменяют казнь – у них есть основания заблаговременно отменить её на всякий случай. А православному человеку всё видится в другом ключе и он, по-моему, должен быть ближе всех к Истине, если она, конечно, вообще существует.

Под конец, статистика вообще всех смертей в России за то ли прошлый, то ли позапрошлый год, не суть. Пропорции интересней. 
Кликабельно (900 pxl)

 
Tags: история, мысли
Subscribe

  • Под колпаком у Мюллера

    Небольшой мануал по использованию "памяток" в ЖЖ Коротенько расскажу, что такое функция "памятки" в ЖЖ, зачем они нужны,…

  • Френды: все в сборе

    Все френды в одном листе Под катом большая картинка: все френды в одном листе, с разбивкой по понятиям по тематике…

  • Френды

    Альбом друзей. Окончание На сегодня это последняя страничка Альбома Друзей. Надеюсь, будут ещё :) И в честь завершения работы, хочу сегодня…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Под колпаком у Мюллера

    Небольшой мануал по использованию "памяток" в ЖЖ Коротенько расскажу, что такое функция "памятки" в ЖЖ, зачем они нужны,…

  • Френды: все в сборе

    Все френды в одном листе Под катом большая картинка: все френды в одном листе, с разбивкой по понятиям по тематике…

  • Френды

    Альбом друзей. Окончание На сегодня это последняя страничка Альбома Друзей. Надеюсь, будут ещё :) И в честь завершения работы, хочу сегодня…